г. Киев, ул. Ивана Мазепы, 3, оф. 248 Телефон/факс: (044) 280-91-31, (044) 280-13-16            | |
+38 (044) 280-9131
+38 (067) 329-6189
01010, г. Киев
ул. И. Мазепы, 3, оф. 248
Мы на карте
О компании
 НАУ консалтинг начала свою деятельность в 1990 году в качестве тренинговой компании "Научное управление". В начале своей деятельности "НАУ" представляла на украинском рынке консалтинговую компанию "Strategic Resources International" (США) и их продукт - тренинги Managerial Grid. Так "НАУ" стала первой тренинговой компанией в Украине (тогда еще в составе СССР). На протяжении 18 лет успешной деятельности компания достаточно серьезно изменялась, постоянно развивая новые направления. На сегодняшний день "НАУ" включает в себя три компании: "Научное управление" (1990), "Научное управление ресурсами" (1998) и "НАУ-консалтинг" (2002).

Большинство наших программ - это корпоративные тренинги и семинары в долгосрочных проектах сотрудничества. Это есть часть нашей стратегии - долгосрочное партнерство в контексте развития персонала и организации. И это есть Ваша гарантия достижения запланированного результата.

Конкурентные преимущества:
  • инновационность
  • большой опыт в проектах развития организаций и личностей
  • постоянная разработка новых тем
  • создание уникальных программ под заказ
Календарь мероприятий
« Апрель 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Интервью с директором Консалтинговой группы НАУ Олегом Хомяком

 Что бы Вы хотели обо мне узнать?
 Начнем сызмальства. Вы были одним ребенком в семье?
 У меня есть старшая сестра.
 А кто Ваши родители?
 Обыкновенные советские инженеры, как младшего ребенка меня баловали больше, чем сестру.
 Кем Вы мечтали стать?
 Увлекался историей, мечтал стать археологом, раскапывать и по кусочкам восстанавливать древние замки. В этом чудилось что-то таинственное, волнующее, почти волшебное – воссоздание цельного из разрушенного. Постепенно наклонности конкретизировались: желание стать археологом трансформировалось в интерес к психологии. Сферы разные, но по внутренним ощущениям одно и то же – по кусочку в личности или в организации выстраивать цельное здание, воссоздавать полную картину и корректировать ее.
После 8-го класса, под влиянием сестры и мамы (они – выпускники института легкой промышленности) поступил в техникум легкой промышленности. Решил, что лучше получить конкретную специальность…
 …и иметь конкретную булку хлеба на каждый день. В армии служили?
 Армия – в 87-89 гг., когда бурно развивалась перестройка. Сдвигом, который сподвиг меня на поиски чего-то нового, была литература. Распорядок был такой, что через день-два мы попадали в караул, а рядом была библиотека, мы все журналы перечитывали. Был настолько в курсе литературных новинок страны, что домой писал, где что можно почитать. “Новый Мир”, “Звезда”, “Иностранная литература” содержали много публикаций, которые разрушали старое мировоззрение, хотя нового почти не предлагалось.
Там же прочитал много классиков, затем увлекся востоком.
Решил: либо стану психологом, либо программистом.
 Почему программистом?
 В этом виделось что-то новое: создание программ (с математикой у меня всегда было хорошо), постановка задачи и детальная разработка всех возможных алгоритмов ее решения.
Психология – это интерес к скрытым ресурсам человека, которые есть потенциально у каждого, но не каждый их реализует.
В то же время интересовался йогой, экстрасенсорикой, ушу, потом все это трансформировалось в увлечение психологией.
Когда выбирал вуз, почувствовал, что компьютеризация, программирование и все, что связано с техникой – какое-то неживое. Затем интерес к психологии и программирования реализовался в то, что через несколько лет я выбрал такое направление практической психологии как “нейролингвистическое программирование” (НЛП).
 Что прежде всего привлекло в этом направлении?
 Структурированный, аналитический подход к психологическим явлениям, готовность моделировать практически любые психологические феномены и вера в то, что если кто-то умеет делать что-то эффективно то это можно промоделировать и научиться самому.
Решил поступать в Санкт-Петербургский университет. (Поступая на подготовительное отделение Киевского университета и непоступив туда я выяснил что вполне возможно одних заний будет недлостаточно чтобы поступить). Кроме того, сразу после армии, я ездил на экскурсию в Петербург: пока отдыхал там у брата, меня посетила мысль, почему бы не поступить в Санкт-Петербургский университет …
Следующим летом – сдавал экзамены, прошел по баллам, без дополнительных льгот, несмотря на то, что конкурс был большой.
 А какие были экзамены?
 Первый - история. Репетитор сказал мне, что главное – знать даты. Ну, я и выучил все даты. Второй – математика. Я благодарен своему репетитору, который почти не рассказывал теории, т.к. экзамен был письменным. Я решал по 20-40 примеров за занятие, он довел меня до такого состояния, что уже издалека глядя на пример, сразу видел всю последовательность преобразований, причем разными вариантами.
 Ну и на экзамене Вы блеснули?
 На экзамене по математике оказалось 5 заданий, которые на первый взгляд были очень простыми и примитивными. Решаю первое – получаю в результате не круглый (“красивый”) ответ, а что-то ужасное с дробями, корнями, интегралами – кривое и корявое. Ответ таким некруглым быть не может! Первая мысль: “Видимо допустил ошибку…” Заставляю себя не нервничать, а перейти к решению второго задания. Опять длинный некрасивый ответ! После 3-го примера до меня дошло, что нужно расслабиться и написать в чистовик то, что получится. В последнем (геометрическом) задании, нужно было вывести формулу, занявшую у меня полстраницы.
Видимо, математика на этот факультет давалась прежде всего не как чистая наука, а как проверка на устойчивость: как после шока человек может выживать, может ли абитуриент, получив неожиданный ответ, собраться с мыслями и работать дальше. После этого экзамена отсеялось 60% поступающих.
Третий экзамен – сочинение. На вступительном сочинении всегда даются на выбор три темы: из классики, из современных авторов и свободное сочинение на заданную тему. Я просто прочитал и выучил все, что относилось к классической литературе. Мне попалась классическая тема: Достоевский “Преступление и наказание”. Вступительные экзамены – это не проверка знаний, а процедура отсеивания претендентов. Нужно просто знать “правила” по которым принимают экзамены. Я наблюдал как мой знакомый трижды пытался поступить в университет, при этом по каждому предмету собирал в библиотеках всю литературу которую мог найти - и судя по количеству попыток поступления это ему не очень помогало.
 Что Вам дала учеба в университете?
 Я много получил не столько благодаря конкретным предметам, а атмосфере университета.
У нас в большой группе сначала было 60 студентов, потом человек 25 отсеялось и сформировалась интересная команда (восемь студентов), в которой мы очень много экспериментировали друг на друге.
 Как, например?
 Сокурсники применяли приемы манипулирования, наведения транса…
 Разве это хорошо с морально-этической точки зрения?
 Если поддался – сам виноват. Ты же психолог, зачем поддаешься? Ты должен управлять своим состоянием, душой, мозгами, иначе – ты не компетентен. Такая коммуникация просто заставляля станоовиться компетентным, иначе просто психологически погибаешь.
Моя философия (и философия моих тренингов): если у тебя есть претензии на что-то – ты должен быть готов отвечать за них и доказать свое право претендовать на это.
Оказалось, что поражения и кризисы можно обернуть себе на пользу.
 Это как же?
 В ходе таких экспериментов и игр сам нередко проигрывал, и для того чтобы не остаться проигравшим просто необходимо было тут же учиться тому, как больше не попадать в подобные ситуации. Из неудач надо сделать выводы и тогда можно восстанавливаться, выживать, стать таким, для которого подобные ситуации не повторяются.
Я перестал бояться всевозможных личностных крахов, лишился многих ограничивающих комплексов. Выработалась стратегия: на собственных неудачах и поражениях я могу научиться наиболее ценным для меня вещаи; каждая неудача - это огромный скрытый ресурс, только нужно уметь учиться. Таким образом, неудачи – это возможность и необходимость делать выводы. Успешный человек попав один раз в проблемную ситуацию, обучается и больше в подобные ситтуации не попадает; неуспешнный человек попадает в одни и те же проблемные ситуации и второй раз , и третий и т.д.
У меня родилась творческая метафора: птица Феникс – собирается обратно из пепла, но уже с новыми знаниями и новым опытом.
 Какую специализацию на факультете Вы осваивали?
 Я выбрал политическую психологию. Меня интересовало что-то радикально новое. Возглавлял кафедру А.И.Юрьев, психолог-практик, советник Черномырдина, сам организовавший много митингов в Санкт-Петербурге. Кафедра работала очень интенсивно, т.к. это было молодое направление, которому приходилось доказывать свою состоятельность перед “мэтрами” – кафедрами традиционных направлений. Мы работали в контексте живых ситуаций, происходящих в России. Хотя впоследствии я в политических играх не участвовал, учеба на этой кафедре, развивая меня лично, очень повлияла на мое мировосприятие.
 А что было после окончания университета?
 Если поначалу мой интерес был связан с эзотерическими практиками, то впоследствии я стал перед выбором:
либо заниматься говорением (интересоваться теоретическими выкладками, читать лекции студентам) иными словами, стать наблюдателем либо применять свои знания и опыт на практике.
Еще во время обучения в Университете моя сокурсница сподвигла меня на посещение психоаналитически-ориентированных тренингов. Трренинги проводились в очень жесткой манере, по выражению некоторых моих знакомых “иногда хотелось вешаться”: в участниках активировались переживания и комплексы (это называлось “стрессовый опыт”), после чего из всех побуждений у тебя оставалось только желание выжить. Тренинги были очень сильные. Я начал понимать что такое психическая дднамика, освоение теории психоанализа прошел на собственной шкуре. Однако позже я пишел к мысли что психоанализ – достаточно ограниченный подход к человеку. Основная цель ортодоксального психоанализа: как из невротика сделать нормального, социально-приспособленного человека. Но быть нормальным, таким как все - это мало интересно, меня всегла интересовали скрытые человеческие ресурсы, и если я чем-то занимался, то всегда стрремился стать лучшим в этом. Поэтому через некоторое время и я занялся нейролингвистическим программированием (НЛП), для которого мало теоретических положений, основной акцент делается на практику (умения). Твоя эффективность проявляется не в том, сколько ты имеешь знаний, а что ты можешь сделать. К сожалению, многие книги по психологии – общеописательные, поэтому для большинства людей психология – вещь не конкретная, а, скорее, мистическая.
Важный принцип – любую структуру (в том числе псиихологическую) можно промоделировать, а если можно промоделировать, то ее можно освоить.
Основной акцент в НЛП - это моделирование лучшего опыта, замечательных способностей, если кто-то можжет делать это, то значит моогу этому научиться и я. В НЛП одной из высших ценностей является способность учиться, учить себя. НЛП есть хороший пример структурированного, аналитического подхода к психологическиим явлениям. Именно благодаря НЛП, основной особенностью которого является технологичность, психология для меня перестала быть чем-то принципиально непонятным и размытым, у меня выработался прагматичный подход к управлению собой, своими целями, взаимоотношениями.
Это было опять же связано с акцентом: МОГУ ЛИ Я СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО?
Знание - это то что я могу реализовать а практике (know-how - знать как), а если я что-то “знаю” но неумею этим пользоваться – то это не есть настоящее знание,это просто информация, которая лежит бесполезным грузом, потому что я не знаю как на основании ее потсроить практику. Высшее же мастерство – это если я могу помочь сформировать знания другому человеку.
В НЛП градация обучения построена таким образом:
• НЛП-практик (умение воспроизводить базовые техники)
• НЛП-мастер (свободное владение техниками и создание своих техник, т.е. уже творческий подход)
• НЛП-тренер (умение обучать другого человека)
 Вы – по внутренним ощущениям – уверенный в себе лидер?
 Еще со школы я никогда не был практичным (да и впоследствии жена иногда упрекала меня, что, мол “летаю в облаках”). Маленьким вообще был застенчивым, необщительным, стеснительным. Но я всегда чувствовал, что способен на многие вещи. (Внутреннее состояние – “я могу все”). Однажды задался вопросом: если я могу все, почему не имею ничего? Вокруг люди добиваются осуществления своих планов, строят карьеру, реализуют сложные замыслы… Если я человек способный и умный, то почему в физической жизни мне помогают родители? Передо мной опять стал выбор: либо окунаться в реальную жизнь, либо не реагировать особо на внешние кризисы и перипетии, а сосредоточиться на внутренних ощущениях и пережииваниях, удовлетвориться самой мыслью что “я все могу". И в таком состоянии (я - замечательный а мир вокруг несовершеннный) очень многие люди живут. Я для себя принял принцип: окружающий меня мир (мои успехи и неудачи, мои отношения с другими людьми) - есть мое отражение. И если я хочу изменить окружающий мир, я сначала должен изменить что-то в себе (свои ценности, мысли, поведение). И если я хочу иметь что-то конкретное в жизни, то, что тогда ядолжен изменить в себе чтобы это желаемое стало реальным.
И я стал использовать следующий подход: если я ставлю цель, она должна быть нереально-радикальной. Меня никогда не интересовало то, что “ощутимо”, т.е. может быть сделано запросто. Напротив, увлекательно пытаться сделать что-либо, чего я сейчас вообще не имею, причем когда я ставлю себе такую цель, я не знаю, как буду ее добиваться – стратегии нет. И в принципе, меня это в тот момент и не интересует. Когда я окончательно принял решение, мозг начинает сам вырабатывать стратегию, образно говоря, мозги начинают изменяться под новую задачу.
 Разве это не легкомыслие?
 Думаю, такой подход отражает элемент доверия к себе и к миру.
Бизнес, материальная жизнь – одни из элементов целостной картины за пределами этого восприятия жизни, и здесь – у каждого своя задача.
 Вопрос как к профессионалу-психологу: почему Вы, например, спокойны, я бы сказала, безмятежны и самодостаточны, а большинство других людей мечутся, бесконечно меняют цели, впадают в депрессию?
 Одна из причин невротических состояний в том, что мы всегда оцениваем себя по критериям которые задаются общество: ты должен быть успешным, ты должен иметь, а современное общество отнюдь не является здоровым ообществом; гораздо полезнее сравнивать себя с собой, чем я отличаюсь сейчас от себя того которым был год назад: здесь я не могу проиграть, это зависит от меня. Это более здоровая точка зрения.
С другой стороны, без конкуренции, без сравнения себя с другими нет развития.
Чувство силы “я – заведомо лучше окружающих” – один из самых сильных врагов. Когда человек почувствовал себя “вне конкуренции”, на гребне волны, - он уже проиграл. В этот момент останавливается развитие: “Я уже лучше и умнее остальных”, значит, менять себя, совершенствоваться – не нужно. После этой иллюзии возможно только движение вниз – крах, кризис – как ответная реакция психики.
Таким образом, по жизни у меня должно быть 2 критерия:
• внутренний критерий – мое глубинное “Я” (с ним связаны определенные интересы и ценности; если я буду ими жертвовать – разрушусь, погибну). Если ориентироваться только на внутренний критерий, то достаточно быть с собой, а не осуществлять какие-либо социально значимые действия. Внутреннее созерцание самодостаточно, пока не задаешься вопросами: зачем мы тогда здесь находимся? что я могу дать другим людям?
• внешний критерий – обратная связь с миром (ориентация на то, как мир воспринимает мои действия).
Здесь возможна другая крайность: жить ради других людей – позиция жертвы.
Эти критерии отражают два полюса – моя жизнь для себя и моя жизнь для других.
 Внутренний мир, внешний критерий – это теория. А на практике Вы способны к решительным действиям?
 Еще один мой принцип: если у меня есть мысли, эти мысли должны быть реализованы. В этом смысле мне нравится девиз фирмы “Filips”: “Изменим жизнь к лучшему”. Если есть мысли и нет реализации – то это какие-то странные мысли.
Кстати, монахи и святые, на самом деле, не находятся в одиночестве – у них там гораздо более интенсивная жизнь (духовная), чем у нас – ангелы, бесы, выбор…
Постепенно, когда я ставлю цели, они заставляют меня овладевать новыми знаниями и вырабатывать умения, которых у меня раньше не было. Что важнее – та цель, которую я пытаюсь достичь или путь, то, чему я сумел научиться в процессе достижения этой цели?
 Вот-вот, интересно, и что же важнее?
 Сама по себе цель не нужна, вернее нужна как стимул, как напправление движения, критерий оценивания достигнутого. В момент, когда я ее реализую, она становится обыденной и неинтересной, интересно то, чему я научился по ходу…
Очень важно: для каждого человека самое главное – умение управлять собой. Если не умеешь – тобой начинает управлять кто-то, если умеешь – значит, можешь управлять и фирмой, и людьми, и бизнесс-процессом.
 Что такое развитие организации?
 Когда развивается лидер – организация развивается, если лидер остановился в развитии, то постепенно деградирует и он как личность, и организация в целом.
В тот момент, когда я становлюсь руководителем, я отвечаю не только за себя, но и за людей, за систему.
 А как Вы стали директором? Это был результат усилий по целенаправленному поиску управленческой должности?
 Компания “НАУ” (Научное управление ресурсами) функционирует уже 10 лет. Я в этой фирме начинал как тренер. Я хорошо разбирался в тренингах, занимался организационным консультированием. Год назад мне предложили возглавить эту фирму.
Поначалу я не соглашался, т.к. здесь уже не только мой выбор, но и ответственность за персонал, за все финансы компании, ее репутацию. Затем мне стало интересно: а могу ли я сам проектировать и строить организацию, которая могла бы развиваться, приносить прибыль, быть интересной и клиентам, и партнерам, и сотрудникам, и мне самому…
Естественно, через 2 месяца – с начала принятия мною бразд правления – грянул серьезный кризис.
 Кризис финансовый? Вы так быстро довели компанию до краха?
 Нет, психологический, связанный с осознанием собственной некомпетентности. И я сделал очень правильную вещь: пригласил знакомых мне людей в качестве консультантов и они консультировали меня.
 Взгляд со стороны?
 Да. Если я управляю организацией, я – в центре, значит, и изменения должны происходить внутри меня. У меня должно что-то измениться, но я не знаю, что. (Если я внутри системы, то мне не видно, какие мои действия привели к тому, что происходит сейчас). Если я хочу, чтобы вокруг было по-другому, я должен ответить на вопрос: что должно измениться во мне, чтобы это стало реально?
В психологии так называемая “супервизия”, когда время от времени специалист рассказывает свою проблемную ситуацию, а другие специалисты его “консультируют” – помогают выработать решение. Самому себя оценивать очень тяжело: мой взгляд всегда будет находиться под воздействием моих качеств, которые могут как раз и быть причиной возникновения проблемной ситуации.
В элементах моей философии есть различение двух понятий: “вовлечение” и “управление”. Чтобы управлять, нужно быть снаружи, а для того, чтобы действовать – нужно быть внутри.
 Парадокс! Особенно для максималистов…
 Т.е. для каждого человека важно найти меру вовлечения и отвлечения. Достаточно часто руководителя “съедает ситуация” – “текучка”: ты стал частью ситуации, она тебя вовлекла, завлекла и сделала своей неотъемлемой составляющей. Это приводит к потере управления: тебе только кажется, что ты управляешь, на самом деле дела (текучка) управляют тобой.
 Вам не хотелось бы написать и издать труд на эту тему?
 А зачем? Для удовлетворения чувства собственной значимости?
 Ну да, слава и все такое…
 Слава - это пока не то, что мне нужно, тем более что я еще не реализовал большиство своих целей. С другой стороны, попытка систематизировано, непротиворечиво изложить что-либо дает возможность глубже понять себя. В процессе систематизации и упорядочивания словоформ лучше получается осознавать собственную философию…
 Мне понятны те люди, в том числе и руководители фирм, которые обращаются за помощью к психологу: всегда интересненько узнать что-то о себе, поделиться проблемами. Но для меня загадка как сами психологи не устают от раскапывания корней душевных и управленческих кризисов?
 Когда психолог помогает другим людям и не думает о себе, начинается “синдром сгорания”, то есть, я использую себя для помощи другим. Если на группе тренер для себя ничего свежего не отрабатывает, по моим понятиям, он работает неправильно – чем дальше, тем больше решения становятся стандартными и неэффективными.
Качество работы можно определить по внутреннему состоянию: если работа сделана не очень хорошо, чувствуешь усталость “выкачаны соки” (сигнал, что что-то сделано не так, как нужно). При добросовестной работе наблюдается энергетический подъем и у тебя, и у консультируемого, сил становится больше. Когда работаешь качественно, энергия накапливается.
Консультирование в тренинге – ситуация, и я – часть этой ситуации. Для меня в тренинге важна позиция партнерства – не один умный, а остальные глупые, и один учит других, а каждый вносит свой ресурс в развитие ситуации и друг друга. Я – свои знания и технологии, а люди – свой опыт, мотивацию и цели.
Тогда развиваюсь и я, и остальные.
 Вы ведете учет по обратной связи? Скольким компаниям пошли на пользу Ваши семинары?
 Критерием хорошего тренинга является и ощущение людей после тренинга: да, это было классно (“Я начал использовать это, это и это – и оно работает!”) и те изменения которые произошли в них самих (новые самооценка, ценности,цели, поведенческие стратегии) и, соответствено, в их практике. Один из самых простых сигналов изменений – когда люди уже в ходе тренинга употребляют новые термины - моделируя старые и новые ситуации, “несерьезно” играют словами. На самом деле человек отрабатывает понятия, которые впоследствии становятся частью его внутреннего мира. Когда человек использует новые термины, это значит что уже изменилось его мышление, а раз изменилось мышление, то должны измениться и действия. В тренинге важно не передать информацию участникам, а создать ситуацию когда они могут начать менять себя сами, вырабатывать свои решения, делать собственные выводы и открытия, то есть, управлять собственным развитием.
 Да, но ведь классный специалист, в таком случае, способен “влить” в слушателей совсем не позитивную программу…
 Верно. Это называется “манипуляцией сознанием”. На таком контроле психики построены и семинары агрессивных религиозных сект, известный психологический семинар “Шаг в будущее”, некоторые коммерческие структуры (например, канадская оптовая компания). Есть и способы защиты от манипуляторов. Но это – тема для отдельного интервью.

Facebook




 

 





Создание сайта Limenet

@2012 НАУ Консалтинг.. Все права защищены.